«Король Матиуш I» — взрослый мир детей

У книг есть такое назначение – воспитывать. Особенно это актуально в период детства, ведь именно в это время закладывается фундамент будущего мировоззрения, создается своеобразная «призма», сквозь которую ребенок постигает мир.Если в старшем школьном возрасте ученики, соотнося произведение с собственными вкусами, принципами вправе принимать или отвергать его, а то и вовсе игнорировать, то в младшем все воспринимается так, как это преподносит учитель, исходя из школьной программы. А школьная программа, в свою очередь, каждый год претерпевает изменения.

И не стоит мечтать о том, что когда-нибудь великое произведение Януша Корчака «Король Матиуш I» дойдет до школьных масс, но можно надеяться, что однажды эта книга попадет в руки детей и их родителей. Несмотря на «монархическое» название, произведение опровергает все «преимущества» быть королем. Во многих народных сказках, а также в «Принцессе на горошине» Андерсена, «Золушке» Шарля Пьеро всегда счастливый конец, а в нем изображается женитьба на королевской особе, что приводит к выводу: счастье есть быть королем или королевой, а значит, счастье есть счастливый брак и власть.

«Король Матиуш I» — наверное, единственное в мире произведение, где король-мальчик посмел нарушить вековые уставы и законы целой династии реформами, которые потерпели крах.
Он прошел через войну, на которую убежал инкогнито, тюрьму, в которую его под чужим именем заключили короли-противники, путешествие в Африку, в которой он помогал строить больницы и школы для «черных» друзей и даже побывал в роли пастуха…

В итоге Матиуш приходит к тому, что отрекается от престола, желая работать на обычной фабрике, и в этом мы видим эволюцию образа героя:

«… — Я хочу сам зарабатывать себе на хлеб. Сниму каморку, буду работать и ходить в школу.

Депутаты просят Матиуша отказаться от этой затеи. Предлагают ежемесячно выплачивать ему деньги, чтобы он по-прежнему жил в королевском дворце. Но Матиуш ни в какую.

Хочу работать на фабрике, учиться в школе и жить, как все люди».

Реформа, контрибуция, парламент… У читателей этой книги не возникнет проблем со смыслом этих слов, они сами запросто объяснят их любому взрослому, ведь роман-сказка написана простым, доступным языком.

У Матиуша нет и грамма той легкости властвования, которой обычно наделены все остальные короли в сказках. Он заботится о том, как сделать так, чтобы всем детям жилось так же хорошо, как и ему, чтобы у них не было недостатка в еде, одежде и игрушках. Для детей из бедных семей он сооружает санатории, организовывает детский парламент и выпускает детскую газету.

Но Матиуш, сам будучи ребенком, не учел одного: требования детей могут быть неразумными. И он осознанно приходит к пониманию своих ошибок.

Подтекстом до читателя доходит мысль о том, что невозможно изменить мир, не зная его «снизу», не зная нужд того, ради которого все это направлено, поэтому все реформы Матиуша изначально были обречены на провал. Переустроить мир можно не половинчатыми реформами, а только революцией, которая должна зародиться в «низах».

Роман-сказка носит печальный конец: Матиуш погибает от руки старого друга у рабочего станка.
Читая «Короля Матиуша I», невольно задаешь себе вопрос: а каким человеком был автор этого произведения?

И в действительности, Януш Корчак, польский писатель, врач и педагог, был человеком удивительной судьбы, чей подвиг был воспет в литературе.

Януш Корчак (настоящее имя — Генрих Гольдшмит) в своих дневниках писал:

«…мой смелый план переустройства мира в детстве был таков: ни больше, ни меньше, только выбросить все деньги. Как и куда выбросить и что потом делать, я толком не знал. Не надо осуждать слишком сурово. Мне было тогда пять лет, а проблема ошеломляюще трудная: что делать, чтобы не стало детей грязных, оборванных и голодных, с которыми мне не разрешается играть во дворе, где под каштаном был похоронен в вате в жестяной коробке от леденцов первый покойник, близкий и дорогой мне, на сей раз только кенарь».

Став студентом медицины, Корчак преподавал на тайных курсах, запрещенных царской администрацией, работал в бесплатной читальне для бедных, учил в школе. Также за участие в студенческих демонстрациях был арестован. Воевал с японцами как российский подданный.

В 1911 г. он посвящает себя воспитательной деятельности, возглавив Дом сирот. Он создает «Малый Пшегленд» («Маленькое обозрение»), первую в мире печатную газету, делающуюся самими детьми, защищающую их интересы.

Когда началась война с фашистами, Корчак, будучи майором Войска Польского, организовал пункт санитарной помощи для бродяг, но вскоре был арестован за то, что не носил положенную евреям звезду Давида. Он до конца старался жить как свободный человек.

Во время войны продолжал работу в «Доме сирот». В 1940 году вместе с воспитанниками детского дома, которых Корчак отказался бросить, был перемещён в концлагерь. Доподлинно известно, что Корчак мог спастись: ему не раз предлагали выйти из заключения, для него было приготовлено убежище «на арийской стороне». Корчак предпочел остаться с детьми до конца.

Отказавшись от предложения оставить подопечных детей, Януш Корчак погиб 5 августа 1942 года вместе с воспитанниками в газовой камере концлагеря Треблинка.

Его вклад в педагогическую науку неоценим, особенно ввиду «модного» сейчас личностно-ориентированного образования. Главные принципы воспитания Корчак формулировал не черствым или трескучим языком педагогической науки, а просто и гуманно: право ребенка на уважение, право ребенка быть самим собой, право ребенка на сегодняшний день (ребенок живет уже сейчас, а не только собирается жить в будущем).

Оригинальны и социальные взгляды Корчака: счастьем ребенка он поверял целесообразность общественного устройства.

Все эти принципы Корчак попытался донести и до самих детей в своей книге.

Произведение «Король Матиуш I» — для тех, кто задумывается не только о своей жизни, но и о тысячах других, о добре и зле, о справедливости и о том, как трудно приходится тому, кто рано взрослеет.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *