Социальные сказки и сказки-притчи Людмилы Петрушевской

В школьные программы стран СНГ включены сказки современной писательницы Людмилы Стефановны Петрушевской. Чем же обусловлен выбор авторов учебников внедрения такого своеобразного творчества для обучения детей?

Сказки Петрушевской

Сказки Петрушевской по жанру относят к сказкам-притчам и социальным сказкам.Нередко эти две разновидности объединяются в одну сказку у писательницы. В социальных сказках можно отразить современные явления и непростые человеческие отношения, породившие их: непослушание дочери, зависть к богатым семьям, желание обладать вещами, такими же, как и у других в «Сказке о часах». «Массовость», «стремление быть не хуже других»,- распространенная черта современности. Однако это социальная подоплека присутствует в сказке-притче «Сказка о часах».

«Сказка о часах» Петрушевской носит философский характер

Также в этой сказке представлено социальное разрушение стереотипов. Издавна в сказках богатые были отрицательными персонажами, а бедные — положительными. Петрушевская же меняет это в своих произведениях. В начале произведения подчёркнута материальность её интересов. Очень характерно, что внимательность девочки, отмеченная в первом абзаце, распространяется только на одежду. Автор акцентирует эгоистичность поведения девочки, показывая её неправдоподобно жестокие реакции: ей не жаль умершей бабушки, она угрожает уйти от мамы из-за бедности. Девочкавырастает и выходит замуж за принца: «У нее теперь было все, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы». Сказки-притчи Петрушевской сильны своей символикой, которая в простых и кратких формах выражает основную идею и смысл. Так сами часы выражают идею времени. Эта жанровая разновидность всегда моралистична, а потому одновременно и интересна и поучительна для читателей.

Людмила Петрушевская

Писательница заимствует у фольклорных сказок сказочный зачин «Жил-был один мальчик» (сказка «Мальчик-бубенчик»), «Жила была одна бедная женщина», («Сказка о часах»). В фольклорных сказках злые герои вмешиваются в судьбы добрых, а в сказке Л.Петрушевской мама с сыном помешали спокойствию колдуна. В «Сказке о часах» заимствован фольклорный мотив запрета и его нарушения. Выражен запрет формулой: «- Никогда не заводи часы, которые ты найдешь случайно, — сказала мать. Может произойти большое несчастье, запомни это». Время в сознании матери и часы как его показатель воспринимаются трагедией. « — Когда-то были часы у моей мамы, — ответила девочке мать. — Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела». Здесь присутствует тема роковой предопределенности: «- Тот, кто завел эти часы, тот завел время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время ее жизни, и ей придется каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрет. Но это еще полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни».

Старушка в черном — образ мудрости и некоего правителя мира

Образ старушки в черном — еще один символический персонаж Петрушевской. И в сказке «Нос» на предположение Анисима, что он скоро умрет, старушка в черном кивает головой, показывая, что знает будущее. В «Сказке о часах» старушка управляет миром: «Если я умру, умрет день, ты что! — закричала старушка. — Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если мое время остановится, то всему конец!».Получается, и здесь есть философский подтекст: чтобы спасти мир, не дать умереть дню и своей дочери, мать жертвует собой, ведь часы отмеряют время ее жизни: «Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла. А я бы не смогла тебя добудиться, ты всегда так не любишь просыпаться. Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя. А пока ты маленькая, я должна точно заводить часы. Поэтому отдай-ка их мне».

Часы — материальное воплощение времени

Самопожертвование передается в последствии и дочери. Создается впечатление, что благодаря такой своеобразной «цепи» поколений тех, кто заводит часы, и живет мир. А заводят их женщины, постоянно выступающие главными персонажами сказок Петрушевской.Такое объяснение изменений, происшедших в младшей героине, очень важно для общего замысла сказки о течении времени: перемена в дочери проявляет её сходство с матерью, всю жизнь отдавшей своему ребёнку. Эти образы объединяются мотивами материнства и жертвенности. Самоотверженность — это высокая цена, которую нужно платить за то, чтобы жизнь продолжалась: «Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала: — Ну что же, пока что мир остался жив».

Новаторство Петрушевской состоит в следующем:

Соотнесенность со временем. Это просматривается в предметах быта, интерьера, одежды и других вещей. В сказках Петрушевской это — наручные часы, библиотека, поезд.

Бытовые подробности, помогающие воссоздать реальный жизненное пространство. «Мальчик пришел домой, поел картошки со сковородки, выпил воды с сахаром и стал смотреть телевизор».

Сочетание волшебного и реального в одном контексте.«Рядом магазины, парк, кино и лес». «Колдун весь перекосился и снова опустил веревку. На веревке оказалось привязано большое кожаное кресло». «Мама с сыном отправились домой, а колдун в это время, сидя на бульдозере, с проклятиями закапывал колодец». Волшебное и реальное здесь не вытесняют друг друга. Их мирное сосуществование рядом никого не удивляет, оно принимается за порядок вещей. Врач — человек науки — отправляет девушку с длинным носом к волшебнику, признавая себя бессильным: «Поедете в другой город, там живет волшебник, может быть, он вам поможет».

Наличие правителя мира в нетрадиционном для сказочной литературы облике. Творец ярко не представлен, однако миром управляют старушка в черном в «Сказке о часах». Ее образ — тайный, она — хранитель знаний. Злой колдун выступает мастером перевоплощений. Он не творец, но творит волшебство, и может менять мир, в первую очередь, себя: «Колдун любил притворяться простым человеком, пить лимонад, есть мороженое и играть в шахматы в разных видах – то в образе пожилой женщины, вызывая всеобщее изумление своим мастерством, то в образе летчика в форме, про которого все думали, что это засекреченный космонавт. То он намекал, что он разведчик в отпуске, – в общем, всякое бывало».

В целом же авторские сказки Л.Петрушевской провозглашают те же идеалы, что и сказки народные: они укрепляет веру маленького читателя в торжество добра и справедливости, учат его сочувствовать герою. Главная ценность в жизни для героинь Людмилы Стефановны — это любовь к мужчине, детям, родителям, женщины пытаются найти свою долю счастья.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *